Ким Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
КГУ «Смирновская СШ №1» с. Смирново
Северо – Казахстанская область,
Республика Казахстан.

Введение коучинговых занятий для усовершенствования
педагогического мастерства – как одно из условий формирований новых подходов в образовании
Новые аспекты образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности, связанную интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, где роль учителя дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя. Модернизация образования предъявляет учителям ключевые компетенции в сфере проектирования развития учащихся педагогического сопровождения личностно ориентированного и развивающего обучения, создания условий становления ключевых компетенций обучающихся. Модель развития коммуникативной компетенции учителя позволяет обеспечивать решение сложных проблем развития профессиональной компетентности современного педагога.
В настоящее время актуальным является поиск новых форм, которые способствуют становлению ключевых компетенций педагогов. В условиях серьёзных изменений форм и способов учебно – воспитательной деятельности пересматривается роль учителя в классе, роль педагогического общения. Если предметную информацию ребенок может получить от « механического собеседника» в виде компьютера, то опыт его становления как человека можно приобрести только от другого человека. Важность ценноcтно – смыслового человеческого общения ничемнельзя заменить.
Задача кардинального обновления содержания образования требует решения множества сложных проблем:
- Как преобразовать огромный объем знаний в индивидуальное приобретение и интеллектуальное богатство каждого ребенка, без вреда для его здоровья?
- Как сделать постоянно обновляющийся материал различных дисциплин наиболее пригодным для его усвоения?
- Как и какими путями перейти от изучения отдельных предметов, частичных знаний к изучению основ наук в их взаимосвязи и взаимопереплетении?
Как изменить методы обучения, чтоб учить не просто знаниям, а умению самостоятельно мыслить на основе этих знаний?
Умение учиться переходить на качественную новую ступень. Школа должна стать местом познавательного общения между подростками и проявления социальной активности, тем самым, предотвращая снижение позитивной мотивации к учению. Именно учитель новой формации с новыми подходами может организовать все нужные направления для создания образовательной среды и структурирования обучения учащихся
Проведение коучинг занятий с учителями на данном этапе мне дало увидеть, такие стороны в своей работе насколько практические навыки данных занятий раскрывают возможности каждого учителя.
На каждом коучинг занятии происходит целый ряд качественных изменений: проблема превращается в конкретную задачу, чётко сформулированную задачу. Определяются и уточняются цели и приоритеты. Обнаруживаются скрытые ресурсы. И, что очень важно, усваивается позитивный подход к решению проблем и задач, новый алгоритм их решения.
Ситуации выбора и принятия решений. Привычное мышление часто не позволяет выйти за пределы типовых представлений о сложившейся ситуации. Коучинг способствует такому выходу. Коуч помогает всесторонне и взвешенно рассмотреть все возможные варианты действий, их возможные последствия и выбрать тот вариант, который в наибольшей степени соответствует достижению поставленной цели и существующим возможностям.
Каждый день в учебном процессе лично для меня становится тем рубежом в познании учащихся, когда вместе с детьми и своими коллегами узнаю новое, ошибаюсь, на ошибках стараюсь найти правильные ответы, так как только в совместном решении проблем можно строить маленькие мосты в стремлении к освоению нового. Именно данные занятия раскрывают каждого учителя, ведь здесь мы учимся понимать друг друга, слушать своих коллег, разрешать казалось бы, на первый взгляд когда – то неразрешимые проблемы. Каждый учитель в том традиционном обучении видел только себя и свой предмет. Здесь же происходит наоборот абсолютно другое восприятие сложившихся стереотипов. Процесс коучинга направлен на анализ, размышления и последующие действия, который в конечном итоге, позволит учителю достичь успешности в своей работе.
занятий, проведенных с моими коллегами.
Коучинг–сессия №1. Тема: Обучение тому, как учиться.
Цель: Сформировать у учителей компетенции целеполагания в процессе обучения тому, как учиться.
Развивать навыки само направленности в процессе работы над заданиями;
Самостоятельное определение учеником проблемы и цели;
Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.
По окончанию данного коучинга учителя должны: 1. Понимать принципы эффективных способов в понимании теоретического и практического восприятия предложенной темы.
Разработать, представить, а затем оценить новые способы обучения тому, как учиться.
Ресурсы занятия: таблицы, схемы, презентация по модулю «Обучение тому, как учиться»
Ход занятия: 1. Проведение разминки – игра «Бинго»( с помощью данной игры дается настрой на положительную динамику во взаимоотношениях присутствующих коллег.
2. Концептуальная карта саморегулирования. Цель составления данной карты заключается в том, чтобы обсудить теорию и практику преподаваемого предмета, поделиться практическими примерами поведения детей, которые являются свидетельством саморегулирования или самостоятельного изучения.
Ключевые вопросы: Как Вы представляете саморегулирование? Какое поведение Вы считаете свидетельством обучения саморегулированию?
Какие условия Вы создаете или хотели бы создать в Вашем классе, способствующие обучению саморегулирования?
Раздать для участников карточки с цветами для того, чтобы разделить на соответствующие группы по тем рисункам цветов, которые выберут участвующие на занятии учителя – разбить на группы,рассмотреть условия работы в группе и правила поведения.
Задание. 1. Обсудить личное понимание термина « саморегулирование».
Создать согласованный список примеров саморегулирования из собственного опыта.
Задание. 2. Познание и обучение. Обсудите следующие утверждения: Согласны ли Вы с тем, что роль учителя заключается в предоставлении ученикам возможности : а) развивать их понимание предмета, б) сохранять и воспроизводить информации(память), преодолевать трудности в чтении, письме и математическом счете?
Задание. 3. Обсудите следующие утверждения: Согласны ли Вы с тем, учителя также должны следить за тем, чтобы у каждого учащегося был доступ к участию в групповых и коллективных обучающих заданиях, используя их развивающиеся навыки и альтернативные методы обучения.
Задание. 4. Обсудите следующие утверждения: Согласны ли Вы с тем, что учителя должны быть полностью осведомлены о социальном и эмоциональном развитии учеников, чтобы понимать, почему учащиеся ведут себя определенным образом?
Предложить учителям презентацию для разминки (из сборника фильмов, предложенных для тренингов занятий со взрослой аудиторией)
Завершение коучинг – сессии: Предложить коллегам заполнить таблицу по определению«активного класса» - сделать так, чтобы учитель не являлся центральной фигурой на уроке. На смену доминирующего, на уроках «выступления учителя», предлагается обучение, основанное на « выступлении ученика», а также интерактивное обучение.
Вопросы
1. Каково, на Ваш взгляд, процентное соотношение объема времени, когда говорите Вы, ко времени, когда говорят ученики в процессе урока? Сделайте абсолютно новые свои доводы и подтверждения.
2. Какой порядок установлен Вами в классе для предоставления возможности ученикам задавать вопросы. Какие методы Вы используете для этой цели?
3. Заполнить листы по рефлексии проведенного занятия – Я узнал( научился) много - Я узнал немного – Я узнал мало.

Используемая литература:
Руководство учителя (стр.63) 2013 г.
Справочник руководителя образовательного учреждения 2013г №6,стр. 40-43
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.

Категория: Коучинг | Добавил: Chesterfield (05.01.2016) | Автор: Ким Ирина Николаевна E S
Просмотров: 725 | Рейтинг: 0.0/0