16+

Я в Каталоге — финансовый помощник

УК без ЖКХ?

УК без ЖКХ?

Олег Холкин, эксперт Общественной палаты Кировской области по правовым вопросам, прокомментировал для "БН" инициативу Минстроя РФ отстранить управляющие компании от сбора денег за услуги ЖКХ.

— Предложения Минстроя РФ по поводу оплаты за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям, без помощи управляющих компаний, не новы, так как подобный порядок оплаты существовал до момента введения в ЖКХ-оборот так называемых исполнителей (ТСЖ, ЖСК, УК и т.п.), являющимися в рассматриваемом смысле суть посредниками в банковских транзакциях по принципу платежа «из одного окна».

УК без ЖКХ?

Между тем практика показала, что аккумуляция платежей потребителей за потребленные коммунальные ресурсы на счетах транзакционных агентов была ошибочна. К примеру, известно, что финансовое посредничество в ряде случае стало использоваться в качестве средства извлечения выгод в форме хотя и краткосрочного, но все-таки нецелевого пользования чужими денежными средствами с известными неблагоприятными последствиями как для потребителей услуг, так и для ресурсоснабжающих организаций.

Однако вопрос в другом: может ли данное обстоятельство квалифицировано как необходимое и достаточное основание для изменения правил игры? Разве недостаточно имеющихся правовых возможностей для разрешения обозначенной проблемы? Обращаю внимание только на некоторые нюансы, имеющие отношение к оценке самой инициативы Минстроя РФ.

Сообщается, что главной причиной такого шага со стороны Минстроя является растущая задолженность населения за коммунальные услуги, а именно: у физических и юридических лиц к концу первого полугодия 2017 года накопился долг в размере 1,2 трлн. рублей, что на 20% превышает результаты прошлого года. Между тем, при замене кредитора в обязательстве к новому кредитору переходит не только право требования, но и обуза иметь дело с тем же должником, с его возможностями и характером ЖКХ-поведения (неплатежеспособность и т.п.). Это означает, что само по себе предложенное Минстроем изменение правил игры отнюдь не решает проблемы растущей задолженности населения за коммунальные услуги.

По доводу о повышении «клиентоориентированности» управляющих компаний. Введение «прямых» платежей в качестве метода само по себе не имеет никакой связи ни с повышением платежеспособности населения, ни с повышением клиентоориентированности компаний, так как природа этих феноменов совсем иная.

Довод о том, что за счет сокращения уровня задолженности в отрасли должно вырасти качество услуг, основан на двойном допущении: во-первых, на предположении, что с введением прямых платежей сократится уровень задолженности населения, что не очевидно, во-вторых, на допущении причинно-следственной связи между качеством услуг и исполнением обязательств по оплате услуг, что принципиально не верифицируемо. При таких обстоятельствах (дефект по вопросу о факте) предлагаемый вариант изменения сложившихся правил игры должно квалифицировать, по меньшей мере, как сомнительный.

С учетом изложенного считаю, что инициатива Минстроя РФ, безусловно, имеет оправдание в смысле сугубо интенциональном, но в данном виде обнаруживает признаки не достаточной продуманности как в концептуальном, так и в регулятивном отношениях. Действительное решение проблемы неплатежей, клиентооиентированности, а также повышения качества услуг, на наш взгляд, требует совсем иного подхода. Однако это уже другой вопрос.

2024 © "Я в Каталоге — финансовый помощник". Все права защищены.